Одной из важных экологических проблем современности является проблема обращения с отходами.
Нынешняя экологическая ситуация, стихийное загрязнение больших территорий разнообразными промышленными и бытовыми отходами достигло во многих странах угрожающих масштабов. Однако осознание того, насколько неблагоприятно влияют отходы на состояние окружающей среды, пришло сравнительно недавно. Вот почему совершенствование системы обращения с отходами, а также повышение экологической образованности населения во всем мире признается одной из главных проблем в области охраны окружающей среды.
Проблема обращения с отходами производства и потребления является одной из важнейших для стабилизации и улучшения экологической ситуации и рационального использования ресурсного потенциала города Бреста. Однако для того, чтобы решить данную проблему, недостаточно просто установить специальные контейнеры во дворах домов. Нужна кропотливая информационно-пропагандистская работа с населением, начиная с самого юного возраста. К сожалению, большинство жителей не обладают достаточными навыками рационального использования имеющихся ресурсов. Поэтому необходимо создание в нашем обществе цивилизованных условий, способствующих приобретению навыков в целях экономного использования имеющихся ресурсов.
КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» предоставляет возможность познакомиться с проблемой обращения с отходами в процессе лекционных занятий с разновозрастными группами населения, а также экскурсий на базе нашего предприятия.
От сплоченной работы ведомств и структур, личной заинтересованности каждого человека, начиная с дошкольного возраста, будет зависеть качество нашей жизни, ведь порядок на земле создается и поддерживается живущими на ней людьми.
Что такое экологическое воспитание?
Экологическое образование и воспитание является основой экологического благополучия общества. Одним из условий достижения гармонии с природой является экологическая грамотность населения.
Успешное решение задач Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. может быть достигнуто только при наличии многоступенчатой системы экологического образования, высшей целью которого является формирование экологической культуры населения.
Экологическое воспитание – это комплекс взаимоотношений, морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, которые касаются отношений человека и природы; гармония сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостная взаимосвязь человека и природы, которая реализуется через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая практика складывается из продвижения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов.
В Республике Беларусь сформировалась система экологоориентированного образования, включающая дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и последипломное образование, дополняемое внешкольным воспитанием и обучением и экологическим просвещением, проводимым как государственными учреждениями, так и общественными организациями экологического профиля. Экологическая направленность заложена в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования. Система экологического образования, воспитания и просвещения детально определена Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (Глава 13. Статья 77. Просвещение в области охраны окружающей среды).
Процесс экологического воспитания и развития экологической культуры
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании правил обращения с отходами, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. В игре ребёнку предоставляется возможность решить проблему без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Ребята охотно играют в дидактические игры с представителем завода как «Сортируем отходы – бережем природу».
КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» предоставляет возможность для ребят дошкольного возраста познакомится с проблемой загрязнения окружающей среды в ходе проведения выездных информационных часов и бесед на базе дошкольных учреждений, сопровождаемых наглядной презентацией, адаптированной под возраст, а также познавательными роликами о работе Брестского мусороперерабатывающего завода и организаций, занимающихся переработкой отходов.
Главным условием для достижения цели при работе с детьми дошкольного возраста является создание среды, в которой окружающие личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Таким образом, комплекс воспитательных мероприятий способствует правильному восприятию экологии и экологической обстановки, а значит, есть надежда на подрастающее поколение.
Экологическое воспитание детей среднего и старшего школьного возраста
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде и ее неправильному использованию и загрязнению.
Одним из направлений образовательной работы на КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» является экологическое воспитание детей среднего и старшего школьного возраста в области окружающей среды, с целью привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать имеющиеся ресурсы на благо природы и человека.
Проблема обращения с отходами – одна из наиболее актуальных проблем современности. Поэтому представителями завода, по предварительной заявке, проводится образовательная работа как на базе образовательных учреждений с визуальным подкреплением (адаптированная под возраст презентация о деятельности завода, а также познавательные ролики о работе Брестского мусороперерабатывающего завода и организаций, занимающихся переработкой отходов), так и на территории КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» с экскурсией по предприятию.
В последующем, ребята с охотой участвуют в экологических акциях, проводимых при поддержке КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод», а также в воспитательной работе со сверстниками и детьми младшего школьного возраста.
В последние годы становится актуальным вопрос развития и совершенствования экологического воспитания учащихся в соответствии с законодательством, потребностями личности и общества. Научившись наблюдать за окружающей природой и осознав имеющиеся перед населением планеты проблемы, школьники воспринимают окружающую среду не так, как они воспринимали ее раньше, а совсем иначе. Именно поэтому экскурсии, прогулки и другие виды активных занятий раскрывают перед ними красоту природы.
Экологическое воспитание взрослого населения
Экологическое воспитание взрослого населения основывается не только на видоизмененных мероприятиях, которые были описаны выше. Каждый день по телевидению показывают передачи, где рассказывают об экологических проблемах. Средства массовой информации нам рассказывают об экологических катастрофах, и зачастую журналисты просят прислушаться к голосу природы. В социальных рекламах говорят, что нельзя жечь траву – будет пожар. Как же можно воспитать лиц, достигших восемнадцати лет? КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» использует следующие методы:
- Рекламная деятельность. Информация преподносится через социальную рекламу на спецтехнике по вывозу отходов, на билбордах в городе, а также при помощи средств массовой информации (публикации в печатных изданиях, также на интернет-ресурсах, в рамках информационных теле-радиоэфиров). Телезрителям, радиослушателям говорят простым языком, что не стоит делать то или иное. Рассказывают о последствиях и о возможном наказании.
- Лекции — можно проводить в игровой форме, в форме диалога, чтобы каждый участник мог высказать свое мнение и отношение к происходящему. Читать лекции должен человек, который ежедневно сталкивается с данной проблемой и может внушить людям свою точку зрения. Такие лекции проводятся представителями КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» по предварительной заявке заинтересованной группы.
- Массовые мероприятия. Главной целью является заложить фундамент знаний о существовании проблемы обращения с отходами и раздельном сборе, которые будут способствовать формированию экологической грамотности и экологической культуры личности. Так, сотрудниками КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» проводятся акции по закупке вторичных материальных ресурсов у населения. Участники получают памятные призы с эмблемой завода.
Также можно проводить различные конкурсы на знания экологии. На празднике будут не только взрослые, но и дети. Поэтому такие мероприятия будут иметь колоссальное значение. Победителям таких мероприятий КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» предоставляет не только памятные призы, но и возможность разместить свои достижения в рамках экологии на билбордах, спецтехнике по вывозу отходов и т.д.
- Выставочная деятельность – это один из важнейший инструментов, который позволяет КПУП «Брестский мусороперерабатывающий завод» продвигать идеи правильного обращения с отходами не только среди населения, но и организаций города, быть в курсе новейших тенденций в своей профессиональной отрасли.
Необходимость экологического воспитания и образования
Экологическое образование – целенаправленно организованный и осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Мир очень быстро меняется как в целом, так и в том, что окружает каждого человека. Современный экологический кризис, грозящий превратиться в бедствие, вызван развитием производительных сил, и это развитие происходило благодаря науке и технике.
Вся система образования направлена на выживание человечества. Поэтому, в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии можно выделить формирование экологического образования и воспитания. Экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, как знаний и навыков, которые содействовали бы выходу из экологического кризиса. Увеличивается число ученых и специалистов, которые склоняются к мнению, что преодоление экологического кризиса возможно лишь на основе экологической культуры. Человек должен осознать свою роль в биосфере как одного из видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам развития биосферы.